Образ жилого помещения зависит не только от способа расстановки мебели, но и от освещения. Вспомните театр с его световыми завесами и точечными выстрелами световой пушки. В предлагаемой статье свет рассматривается как составная часть интерьера.
Солнце и Небо
Будем последовательны и начнём "танцевать от печки", точнее, от Солнца - звезды, которая освещает нашу жизнь днём. В астрономическом масштабе это малое, холодное и довольно тусклое светило. Учёные называют его красной карликовой звездой пятой величины. В её недрах трудится термоядерный реактор, но продукты реакции, к счастью, поглощаются в теле самой звезды.
За пределы огненного шара вырывается свет - электромагнитное волновое излучение, которое формируется в фотосфере - тонком (500-XML:NAMESPACE PREFIX = ST1 />XML:NAMESPACE PREFIX = ST1 />1 000 км) слое поверхности Солнца, разогретом "всего-то" до 6000°С.
Эта температура и определяет спектральный состав излучения (набор длин волн), под сенью которого зародилась жизнь на третьей от Солнца планете - Земле. Нет ничего удивительного, что наше зрение наилучшим образом приспособлено именно к солнечному спектру. Мы видим свет как раз в том диапазоне волн, которые наиболее интенсивно испускаются родной звездой. Помимо этого, Природа подарила нам ощущение цвета, устроив зрение человека так, что волны разной длины (или частоты излучения) мы видим окрашенными по-разному.
Из-за рассеяния коротковолновой (голубой) составляющей в земной атмосфере солнечный свет представляется нам потоком от двух источников. Первый - это точечный источник бело-жёлтого света, которым служит диск Солнца. Второй - протяжённый источник сине-голубого света, которым служит купол Неба. Цвета Солнца и Неба при этом зависят от времени года и суток, чистоты атмосферы, географической широты местности, высоты над уровнем моря и пр. В существовании этих двух источников света, видимо, и кроется объяснение, почему синий и голубой цвета считаются холодными, а жёлтый и красный-тёплыми. Поверхность предметов, нагретая лучами Солнца, сияет в его бело-жёлто-красных лучах, а прохлада тени, куда не проникают прямые лучи, подсвечивается сине-голубым Небом.
Цветовая температура
Чтобы голубой вечерний свет "не убил" красный диван, его необходимо подсветить теплым светом жёлтой лампы.
Источники света характеризуются множеством параметров. Один из них - цветовая температура. Цветовая температура той или иной лампы - температура так называемого абсолютно чёрного тела, при которой это тело имеет тот же самый цвет, что и данная лампа.
Вместо того чтобы подробно описывать, сколько синих или других лучей в спектре тела, разогретого, например, до 1 000°С, говорят, что его цветовая температура равна 1000°С. При разогреве до "белого каления", то есть до температур более 2000°С, все тела светят белым светом, но по-разному. В диапазоне от 2000 до 3300°С испускается тёплый белый свет, от 3200 до 5000°С - холодный, при температуре более 5000°С белый свет называют дневным. При цветовой температуре менее 2000°С в спектре не хватает синей составляющей, и лампа светит слегка желтоватым светом.
Тёплым светом вечернего Солнца (2000-2500С) светится вольфрамовая спираль обычной лампы накаливания. На спирали галогенной лампы развиваются более высокие температуры - 2900-3300°С. Светом яркого полуденного солнца горят люминесцентные лампы. Их излучение не связано с нагревом - это свечение паров металлов в электрическом разряде, которое преобразуется в видимый свет люминофором. Свечение люминофора - "холодное", родственное северному сиянию, свету светлячков и гнилушек.
Люминесцентные лампы, как и лампы накаливания, характеризуются цветовой температурой, значение которой в данном случае достигает 6500°С. Но надо отдавать себе отчёт, что эта величина в немалой мере условна. В излучении люминесцентныхламп, независимо от ихтипа, всегда есть избыток синих или зелёных лучей. И это нужно учитывать при планировании светового решения интерьера.
Яркий солнечный свет подсознательно ассоциируется с производственной деятельностью и в большей степени уместен на фабрике или в офисе. В жилом интерьере люминесцентные лампы используются редко, да и то лишь в специальных случаях (например, для освещения растений).
Предметный цвет
Если предмет не отражает свет, а только поглощает, то он чёрного цвета, если отражает весь спектр, тогда он белый. Цветной предмет поглощает часть спектра, а его цвет определяется длиной волны отражённого света. Иными словами, пока предмет не освещён, он вообще не обладает такой характеристикой, как цвет. К примеру, возьмем спелый помидор, отражающий только красные лучи и поглощающий все остальные. Если его осветить синим светом, он не отразит ничего и останется чёрным! То есть цвет предметов зависит от цветовой характеристики осветителя, и порой радикально. Именно это свойство предметного цвета имел в виду русский художник Н. П. Крымов, высказывание которого мы использовали в качестве эпиграфа.
Физиологический аспект восприятия цвета.
Строгие линии, лёгкая цветовая гамма, изящная мебель. Но атмосфера интерьера не располагает к долгому застолью. Это зона завтрака - утро, начало дня.
Выше рассматривались технические аспекты света как физического явления, они строго определены и поддаются измерению. Но стоит ли говорить, что передать словами, чем же именно красный отличается от зелёного, не показывая пальцем, невозможно? Другими словами, цвет - это субъективное ощущение человека, а вовсе не свойство природы. Можно даже утверждать, что в природе вообще не существуют цвета. Есть электромагнитные волны разной длины. Но глаз человека устроен так, что за восприятие волн различной длины отвечают нервные окончания разных типов: одни реагируют на свет в "красном" диапазоне длин волн, другие - в "зелёном", третьи - в "голубом". Люди назвали свет в области коротких волн фиолетовым, а в области длинных волн - красным. Между ними, как мы знаем, расстояние от охотника до фазана. С физиологическим механизмом формирования зрения науке до сих пор не всё ясно. Но несомненно одно: цвет - это ощущение, и оно субъективно.
в ультрафиолете
Как известно, ультрафиолетовая (Уф) и инфракрасная (ИК) области невидимы человеческим глазом. Отметим лишь, что граница видимости индивидуальна для каждого человека. Некоторые, преимущественно молодые, люди видят интенсивное УФ-излучение как слабое свечение голубоватого цвета. Таким людям лист белой бумаги кажется слегка желтоватым, если применявшийся отбеливатель бумаги не отражает УФ-составляющую спектра. С возрастом способность видеть в этом диапазоне ослабевает. Как следствие - в палитре стареющих мастеров живописи исчезают фиолетовые и синие краски.
в инфракрасном спектре
С одной стороны, все нюансы цвета - "личное дело каждого". Например, давно известно, что женщины более восприимчивы к цвету, чем мужчины. Автор этих строк глубоко убеждён, что голубой - не самостоятельный цвет, а разновидность синего, и не нужно его за это осуждать. С другой стороны, по утверждению учёных, существует биологическая врождённость предпочтений цветов. Установлено, что младенцы, независимо от расы и места проживания, красный, оранжевый и жёлтый цвета одинаково предпочитают зелёному, голубому и фиолетовому. Подростки выбирают голубой, зелёный и реже красный, жёлтый, оранжевый.
В настоящее время считается, что физиологическая реакция человека на конкретный цвет достаточно определена. Воздействие цвета можно охарактеризовать следующим образом:
Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, повышает кровяное давление, ускоряет частоту дыхания.
Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет сердечный ритм.
Жёлтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение.
Зелёный (наиболее привычный для органов зрения) - физиологически оптимальный; снижает кровяное давление, успокаивает, на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность.
Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания.
Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека.
Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему.
Известно также, что с возрастом любимая цветовая гамма изменяется, причём преимущественно в направлении от холодных сине-зелёных к тёплым жёлто-коричневым тонам. Это утверждение можно проиллюстрировать на примере продукции MICROSOFT. Мы не берёмся однозначно констатировать трансформацию цветовых пристрастий Билла Гейтса, но, в качестве забавной иллюстрации к сказанному, обращаем ваше внимание на то, как строгая синяя гамма классического Windows 95 приобрела желтовато-коричневые пятна в Windows ХР.
Весь мир-иллюзион
Мягкий рассеянный свет, интересное сопряжение стен и потолка. Однако светильники в стене над изголовьем носят скорее декоративный характер. Функциональным является боковое освещение в виде двух напольных торшеров.
Кроме психофизического аспекта воздействия, свет обладает также свойством чудесным образом "обманывать" человека при оценке размера и массы предмета, а также расстояния до него. Из двух одинаковых предметов, окрашенных в разные цвета, светлый кажется более крупным, чем тёмный. Это правило иногда формулируют иначе: "Белое платье меня полнит!"
Иллюзия уменьшения размера также прослеживается в ряду: ахроматический (белый, серый или чёрный-монохромный (одноцветный) - полихромный (многоцветный). В то же время тёмный предметна вид тяжелее светлого. Из двух светлых предметов более лёгким кажется тот, у которого цвет холоднее. При разной насыщенности более тяжёлыми кажутся предметы насыщенных цветов.
Архитектурный стиль и световой тип жилища
Комфортнее всего человек чувствует себя в среде, которая в известной степени повторяет его собственные качества. При проектировании жилища следует учитывать цветовые предпочтения всех домочадцев.Классическая постановка света предполагает распределение уровней освещённости, выстроенное по образу природного освещения: относительно тёмная нижняя зона, средняя по освещённости середина и самая светлая верхняя часть, напоминающая небо.Среди множества типов жилища, которые предлагают теоретики от дизайна, мы, не претендуя на полноту, выделим всего три: природно-естественный "дом-сад", "дом буржуа" и функционально-конструктивистский "дом-машина для жилья". Эти примеры приведены для иллюстрации того, что световое и цветовое решение жилья не может выбираться произвольным образом, оно должно быть увязано с общей архитектурной концепцией.
"Дом-сад". В интерьере жилища первого типа господствует дух естественности, предполагается использование натуральных материалов и природных цветовых решений. Для плоскости пола выбираются краски земли, камня, глины, гравия, песка. Синие и зелёные тона, вызывающие ассоциации с водой или травой, для основания применяются редко. Несущие элементы конструкции и крыши подаются в тёмных (чёрных и коричневых) тонах стволов и ветвей деревьев, а стены и потолок могут быть решены в светлой зелёной гамме листвы и мягкой серо-голубой гамме облачного неба. Такой дом является продолжением сада и распространён, например, в Японии.
"Дом буржуа". В этой схеме всё подчинено созданию комфорта и уюта. В жилище множество предметов и деталей, интерьер располагает к отдыху и веселью. Как правило, убранство жилья этого типа подчёркивает благополучие и благосостояние хозяина. Здесь пространство отдаётся в жертву вещам, причём вещи эти - преимущественно массивные, прочные, с большим количеством позолоты, лака, хрусталя. Условно, это интерьер городской квартиры зажиточного буржуа. Здесь нет определённого стиля, вернее, можно выбрать любой архитектурный стиль, от классицизма до модерна, или предпочесть смешение стилей. Мебель в основном тёмная, тяжелая. Освещение неяркое, тона тёплые, допустим полусумрак.
"Дом-машина для жилья". В третьей схеме, которая связывается с идеями конструктивизма, дом рассматривается как "машина для жилья". Этот стиль, идеологические принципы которого были заложены Ле Корбюзье, оформился в 20-е годы XX века. "Функциональное жилище" - полная противоположность "дому буржуа". Краски жилища светлые и чистые. В интерьере лёгкая мебель, большие окна, белые стены. Цветовые пятна, которыми могут стать картины, цветные скульптуры или мебель, призваны подчёркивать белизну стен, чистоту линий.
Кое-что о режиссуре света
Вся эта огромная масса информации о физико-технических, психофизиологических и магических свойствах света может быть использована при проектировании среды обитания человека. Конструирование дизайна жилища всегда сталкивается с задачей поиска компромисса между функциональностью помещения и его эстетикой. Ниже мы приведём некоторые правила, которые, как нам кажется, помогут избежать ошибок и сделать интерьер уютнее. Многое зависит от того, считаете ли вы, что живёте на залитой светом арене, или, наоборот, полагаете, что м.ир погружён во мрак, а видно лишь то, что подсвечено фонарём. Ответ на этот вопрос и может послужить ключом к решению. Освещение бывает общим и местным. Возвращаясь к выбору светильников - это определит, будете ли вы пользоваться в основном настенными бра, напольным торшером или предпочтёте включать общую люстру. В принципе никто не запрещает запланировать несколько световых сценариев для одного помещения.
Одно из последних достижений светотехники - токоведущие шины. Их конструкция позволяет на одном рельсе, закреплённом на стене или потолке, расположить множество подвижных галогенных ламп, свет которых можно направить в нужную сторону.
Цветность источника света обусловлена не только характеристиками лампы, но и цветом абажура. Тёплый жёлтый свет напольного торшера сможет подчеркнуть яркость рисунка ковра или дивана, выполненного в коричневой гамме, но в то же время способен исказить до неузнаваемости холодный небесно-голубой тон атласного покрывала. Причём заранее трудно бывает предсказать результат взаимодействия цветов осветителя и предмета. Выход из положения можно найти только экспериментальным путём. По возможности проверьте образцы коврового покрытия, шторы или мебельной обивки в магазине на "совместимость" с осветительным прибором перед его приобретением.
Добавка синего цвета в освещении подчёркивает контуры предметов, выявляет белизну кафеля, но пользоваться этим приёмом мы рекомендуем с осторожностью. Синий уместен в ванной и туалете, если вам по душе атмосфера стерильности и блеск никелированных деталей. Но постройте освещение та к, чтобы ваше отражение в зеркале формировалось лампой, не имеющей синей составляющей. Иначе вы всегда будете недовольны собой. Избыток синего категорически противопоказан на кухне и в столовой. Синеватый отсвет на продуктах питания наверняка не улучшит аппетита, да и синюшность собеседника к задушевному разговору вряд ли расположит.
С помощью правильного выбора системы освещения можно зрительно подкорректировать пропорции помещения. Например, продольное освещение одной из стен визуально увеличивает короткое помещение, а ярко освещённый потолок кажется более высоким. Чтобы уменьшить высоту потолка, применяют освещение стен потолочными светильниками, направленными на стены. Освещение стены в конце коридора сделает его шире. Стену с окнами следует оформить в светлых тонах, чтобы простенок не контрастировал с окном. Потолок также должен быть светлым, чуть голубоватым, являя собой протяжённый источник отражённого рассеянного света.
Выбором цвета мебели удаётся уравновесить композицию интерьера. К примеру, при необходимости можно визуально уменьшить размеры огромного шкафа, выбрав для него тёмный и ненасыщенный тон.
Для кабинета или спальни общее освещение не обязательно. Достаточно настольной лампы, бра или потолочного светильника, которые, высветив необходимый объект, оставят окружающее его пространство в полумраке. В спальне обычно используется спокойная светлая гамма, рассеянный приглушённый свет, молочно-белые матовые светильники, а кабинет, который предполагает уединение, традиционно выполняется в тёмных тонах. Рабочее место, разумеется, должно быть оборудовано грамотно с точки зрения удобства освещения. Стол необходимо снабдить достаточно яркой лампой направленного света, а для уменьшения контраста послужат дополнительные источники рассеянного света, которые можно расположить на стене.
Туалетный столик, перед зеркалом которого совершается таинство макияжа, лучше оборудовать лампами с различной цветовой температурой - холодной дневной и тёплой вечерней. Это поможет правильно подобрать косметику перед предстоящим выходом в свет. В гостиной уместно яркое общее освещение, здесь будет кстати доля красного. Красный цвет мобилизует, создаёт торжественную обстановку.
Для детской лучше всего подходит самая светлая комната в квартире - чем больше естественного света, тем лучше. Не стоит навязывать ребёнку свою любимую цветовую гамму. Цветовые и световые решения интерьера активно воздействуют на развитие, состояние, самочувствие растущего человека. Что касается цветовых предпочтений, то дети выбирают яркие чистые краски или их контрастные сочетания, например комбинации красного и зелёного, жёлтого и фиолетового, синего и оранжевого. Цветовые пятна создаются с помощью игрушек или яркой мебели, а для окраски стен специалисты рекомендуют светлые тёплые тона.
И, наконец, последнее. Люди часто испытывают непреодолимое желание сменить обстановку, переклеить обои, перекрасить кухню, но это удовольствие не дешёвое, оно требует сил и времени. В этом отношении переустановка освещения может оказаться не менее эффективным, но более доступным средством.